Пунктуация, задачи и принципы пунктуации в русском языке

На определенных этапах развития человечества, кроме устной речи, появился еще один способ общения — письмо. Его необходимым компонентом является пунктуация — совокупность общепринятых знаков препинания и свод обязательных правил по их расстановке.

Punktuatsiya

Задачи пунктуации

Пунктуация стала использоваться не сразу. На берестяных грамотах Древней Руси нет знаков препинания. Без них текст читается труднее, потому что именно с их помощью выявляются целенаправленность предложений, рисунки интонации, обозначается структура письменных высказываний. Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором непросто будет разобраться. А в некоторых случая без знаков препинания в тексте возникает двусмысленность. Культурная письменная речь напрямую связана с расстановкой знаков препинания.

 

Графические знаки препинания призваны сделать то, что невозможно морфологическими средствами или порядком слов. Знаки препинания делят речь на фразы и передают особенности её синтаксически-смыслового членения.

 

Пунктуация носит общественный характер. Это значит, что существует общепризнанная норма, которая одинакова для тех, кто пишет, и для тех, кто читает, что значительно облегчает коммуникацию. Доносимая мысль становится чёткой и ясной, не допускается двусмысленность («строить нельзя сносить», «уйти нельзя остаться» — от того, как разделить фразу, зависит смысл высказывания).

Определяющие принципы

Устойчивые правила пунктуации в русском языке определяются несколькими принципами, действующими одновременно.

Синтаксический

Отражение синтаксического строя языка, выделение предложений и их частей, как считали учёные С. К. Булич и Я. К. Грот, происходит в пунктуации. Структура предложения диктует употребление знаков препинания, другое название этого принципа — структурный. Для отделения придаточного предложения от главного, разделения однородных членов, вводной конструкции используются знаки препинания.

Логический

Случается так, что определенный смысл текста может задавать его структуру. Для смыслового членения и отображения смысловых отношений этих частей необходима пунктуация. Об этом говорили лингвисты Д. Н. Овсянико-Куликовский, П. Н. Сакулин, Ф. И. Буслаев. Разделение частей предложения по смыслу, выражение добавочных смысловых оттенков, подчеркивание смысловых связей между группами слов — цель пунктуации.

Интонационный

По мнению учёных Л. В. Щербы, А. М. Пешковского, А. Х. Восткова,  основная задача пунктуации — обозначение ритма и мелодики фразы. Так, точка используется при понижении голоса, тире — при долгой паузе, запятая — при небольшой паузе или перечислении. Выразительное чтение может стать прекрасным способом изучения грамматики.

Razdelyi-punktuatsii

 

Знаки препинания

В современном русском языке закрепилось десять знаков. Как парных (выделительных), так и непарных (разделительных).

Точка

  1. Заканчивает повествовательное предложение. — Солнце взошло.
  2. При спокойном тоне речи она фиксирует окончание побудительного высказывания. — Поехали.

Восклицательный знак

  1. Передаёт сильное чувство в повествовательных и побудительных предложениях. — Какой замечательный денёк! Полюбуйся!
  2. Ставится после обращений, междометий, слов «да», «нет». — Нет! Так не будет.
  3. Вопрос может быть восклицанием. Зачем же так?!

Вопросительный знак

  1. Обозначает вопрос. — Вы готовы?
  2. Ставится после косвенного вопроса, но лишь когда всё сложное предложение является вопросом. — Неужели ты не можешь вспомнить, когда она приехала?

Многоточие

  1. Используется при незаконченности высказывания или перерыва внутри предложения. — Это было так мило…
  2. В цитатах при пропуске отрывка.

Запятая

  1. В предложении разделяет однородные члены, которые не соединяются союзами или связаны противительными, повторяющимися, двойными союзами. — В саду росли фиалки, розы, георгины. Здесь красиво, но холодно. Нужно выбирать либо петь, либо танцевать. Она может работать как экономистом, так и юристом.
  2. Выделяет обращение, вводные слова и предложения, междометия. — Что хочешь, мой друг? Быстрее, скорее всего, не получится. Ах, море как изумрудное!
  3. Выделяет обособленные второстепенные члены. Это могут быть определения, приложения, обстоятельства, дополнения. — Несмотря на все старания, тест сдать не удалось.
  4. Также выделяет сравнительные обороты. — Озеро, как сталь, сверкало под лучами.
  5. Разделяет сложносочиненные предложения. — Шёл дождь, завывал ветер, и тьма сгущалась.
  6. Придаточное предложение отделяет от главного. — Нужно объяснять так, чтобы всё было понятно.
  7. В бессоюзном сложном предложении при перечислении разделяет предложения. — Поезд тронулся, колёса застучали, провожающие остались позади.

Точка с запятой

Разделяет очень распространенные, обычно сложные, предложения. — Почти каждый день мы ходили в деревню на рынок или на речку, где ловили рыбу в прозрачной воде; прогулки всегда были приятными, запоминающимися.

Двоеточие

  1. Используется перед перечислением после обобщающего слова (и даже без него). — Их было трое: охотник, рыбак, лесник.
  2. Присоединяет предложение, в котором даётся доказательство, раскрывается причина. — Я знаю: вы уже готовы закрыть дело.
  3. Употребляется перед изречениями, цитатами.

Тире

  1. Ставится после подлежащего, перед сказуемым, когда последнее — это существительное, числительное, неопределённая форма глагола и нет глагола-связки. — Наша задача — спасать бездомных.
  2. Выделяет вводные слова в середине фразы и авторские слова в середине, а также после прямой речи. — Неожиданно — о чудо! — зверь заговорил.
  3. Употребляется после однородных членов, после которых идёт обобщающее слово. — Во дворах, на улицах, в парках — всюду застыла тишина.
  4. Выражает быстроту действий или неожиданность мысли перед сказуемым. — Проснулся — уже проехал восемь остановок.
  5. Выражает резкое противопоставление. — Я нищий — я богач!
  6. Используется в бессоюзном сложном предложении, если в первом предложении заданы условия / время, и если во втором заключается результат или вывод. — Там большая зарплата — как не соблазниться?
  7. Оформляет реплики диалога.

Скобки

Оформляют дополнительную поясняющую информацию. — В городе (как я узнал позже) проходил военный парад.

Кавычки

Нужны для обозначения прямой речи и часто для слов, употребляемых в нестандартном значении (возможно с иронией или в устаревшей форме). — Мои друзья хотели направить меня на «истинный путь».

Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»

Небольшая ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СКАЧАТЬ 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *